Яранская Епархия
Епархиальный
архиерей
Галерея
 
Новости Епархии
 

Интервью со священником. Иерей Никита Басманов ответил на вопросы корреспондента газеты "Котельничский вестник"

 
10.04.2019 16:00:00
 
Доброго вам здравия, уважаемая Нина Владимировна! Благодарю вас за ваши интересные и не простые вопросы. Постараюсь, как могу, ответить на них.

Первый ваш вопрос был о том, допустимо ли желание быть похороненным вблизи своих родственников, и в связи с этим вопрос о кремации. Больше полвека назад святителю Николаю Сербскому одна женщина писала нечто подобное. Эта женщина скорбела о том, что никак ей не удавалось найти могилу своего убитого на войне сына. Святитель Николай утешил эту женщину мыслью о том, что где бы ни был похоронен её сын, земля, созданная Богом – одна, и если ты вышла из дома, - пишет святитель, - ступила на землю, так в этой самой земле и лежит твой сын. Здесь вспоминается мысль филолога С. С. Аверинцева, он говорил о том, что Бог устроил наш мир таким образом, что его центром является любое место, а его периферия – нигде. И это очень верно, потому что везде, где есть человек – и есть центр мира, ибо каждый человек бесконечно дорог и любим Богом. И вот владыка Николай советовал той женщине, вместо бесплодных поисков утешиться и горячо молиться о сыне, ибо это важнее для его (и её) души, нежели то, найдет его могилу мать, или не найдет.

Конечно, отрадно человеку знать, что по его кончине будет он похоронен со своими сродниками, но если нет такой возможности, то это совершенно не влияет ни на что. В веке Будущем, когда Господь придет судить этот мир, мы все восстанем из мертвых, все обретем новые тела, только важным в тот момент будет не то, будут ли с нами наши дети или отцы (а они, возможно, будут рядом, мы не знаем), а то – какова будет наша душа, наше сердце. Бог не скажет мне – «так, ты был похоронен один, вдали от своей родни, поэтому ты пойдешь в ад», нет, не будет такого. Бог будет смотреть на мое сердце и вот это важно.

И конечно, в Церкви особое отношение и к телу человека. Тело – не темница души, как считали древние греки. Тела наши - это храмы Божии, ибо мы принимаем в себя Его Тело и Его Кровь. Именно поэтому в православии особое почтение и уважение к уже усопшему человеку, а тело каждого христианина, хотя бы лишь однажды принявшего Святые Дары – является мощами. И чин отпевания совершается именно над телом. Конечно, бывают разные случаи, когда тело обезображено или изуродовано, но это тело, а не урна с пеплом, и, кстати, в самом чине отпевания есть удивительные слова, выражающие чувства людей, которым, тяжело, смотреть на покойников: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную красоту, безобразну, безславну, не имущую вида…» Сердцу человеческому тяжело согласиться со смертью, тяжело смириться с этим… И именно поэтому в древнем языческом мире, тела умерших предавали огню. Человека заворачивали в пелены и поджигали, только чтобы не видеть и не терзать себя этим зрелищем мертвого тела. Однако Христос принес в наш мир надежду на воскресение из мертвых, именно эта надежда и это обещание Божие, отличает христианство от всех иных религий. И христиане вот уже более двух тысяч лет с уважением и трепетом относятся к телам умерших братьев и сестер.

Однако, с другой стороны, мы можем допустить возможность кремации (после отпевания) и вот по какой причине. Христос обещал Воскресение из мертвых каждому человеку, который, когда либо, жил на земле. За всю, многотысячелетнюю историю, сколько жило на свете людей? А сколько тел этих людей сохранилось до наших дней? За тысячелетия истлевают и превращаются в прах даже кости. Именно поэтому для нас, православных христиан не является принципиальным, на сколько, и каким образом сохранилось тело человека. В конце концов, как быть с теми христианами мучениками, которых предали огню, а пепел, оставшийся после них, развеяли? Господь таинственным образом восстановит наши тела, из праха ли, из пепла или еще из чего – это величайшая тайна. Это нечто, во что даже нельзя поверить и это отражено в нашем Символе Веры, который начинается со слов «Верую», однако последний его стих, который говорит о воскресении из мертвых, начинается не с «верую», а с «чаю», то – есть надеюсь, ожидаю, жажду…

Давайте подытожим. Если человека похоронили не с родственниками, а вдали от них – это не играет никакой роли для спасения и будущей участи человека. Земля, созданная Богом – одна, и где бы человек ни был похоронен, он одновременно покоится и вместе со своими родственниками. Кремация – не христианский обычай, в христианстве особое, почтительное отношение к человеческому телу. Однако, для Бога не важно из чего восстановить, то есть воскресить человека в веке будущем. Если у человека есть нужда в кремации, например в крупных городах сейчас остро стоит вопрос по поводу мест на кладбище, или, например, когда человек умер вдали от дома, и его транспортировка будет стоить огромных, неподъемных для семьи средств, или в иных подобных случаях, мне кажется, нет ничего предосудительного в кремации. Однако, отпевание, все-таки, должно совершиться над телом, а уже после – кремация.

Второй ваш вопрос – самый сложный. Вы пишите о «любви к врагам» и о невинном страдании. В вашем вопросе сразу, как бы, два вопроса. Давайте попробуем разобраться с «любовью к врагам». Вот есть фраза, сказанная Господом – любите врагов ваших. Это странная фраза. Но если мы посмотрим на жизнь Христа, мы увидим не мало странного. Например, дать убить себя. Причем мы еще можем понять, когда некий человек жертвует своей жизнью ради семьи или своей родины, мы можем понять цену и смысл этого действия. Но за кого и ради чего умер Христос? Ради подлых и неблагодарных, предавших Его на смерть тогда, и предающих поминутно каждый день сегодня, - ради них? Легко любить родину, детей или какую-то светлую идею, но только Бог может умереть за равнодушных и неблагодарных. Разве не странно и не удивительно нам это? Давайте посмотрим, как относился Христос к Своим «врагам». Что он сказал о своих мучителях? Он не проклинал их и не просил униженно о помиловании, Он лишь сказал – «не ведают, что творят».

Мне кажется это очень важные слова, для понимания заданного вами вопроса. Когда вы говорите о «фашистах» вы имеете в виду, некий пропагандистский штамп. Да, был фашизм и это было страшно, но все ли, кто воевал под флагами фашистской германии, искренне разделял идеологию Гитлера? Точно так же можно и сказать о советском солдате. Мне вспоминаются слова Ремарка, который о войне знал не из книг и не из фильмов, а из собственного горького опыта, он писал так: «на войне товарищ убивал товарища». И он имел в виду именно противников, врагов. Но в окопах нет идеологий и нет никакой ненависти, есть лишь страх смерти и больше ничего и каждый понимает, что сидящий по ту сторону баррикады человек, прежде всего – человек, товарищ. Если вам не нравится пример с Ремарком, то вспомните Виктора Петровича Астафьева, этого могучего сибиряка, прошедшего войну и знавшего её как мало кто знал, вспомните его «Веселого солдата» или «Пастуха и пастушку». Вы найдете там совершенно те же самые мысли и чувства...

Фашисты или коммунисты или еще какие-то штампы – это всё политика, но политика не имеет отношения к жизни. Христос учит нас тому, чтобы за этими ярлыками мы видели бы, прежде всего человека, живого человека, который не с луны прилетел и не из под земли вылез, а у него тоже была мать, он тоже был маленьким малышом, но он «не ведает, что творит». Вот это и есть любовь к «врагам нашим» - это, конечно же, не пылкое любовное чувство, а это способность трезво и твердо увидеть в человеке человека и способность повторить вслед за Христом слова – «не ведает, что творит». Вот, что такое, на мой взгляд, любовь к нашим врагам. Конечно, Церковь благословляет войну оборонительную и считает святым долгом защиту родных очагов, однако Церковь не может одобрить ненависть и убийства. Здесь важно понять, что именно благословляет Церковь, она благословляет не убийство, а защиту тех, кто не может защитить себя – детей, стариков, женщин. О противлении и не противлении злу силой, я думаю, не стоит начинать разговор, который и без того, уже затянулся. Между прочем, не будет лишним упомянуть о том, что воин, вернувшийся с такой оборонительной войны, по каноном церковным отлучается от причащения Святых Даров. Если не ошибаюсь, до трех лет и пребывает в состоянии глубочайшего покаяния.

Теперь самый сложный вопрос, вопрос о невинном страдании. Отечественная религиозная и философская мысль сознательно обходила стороной этот вопрос. Вопрос этот можно отнести к знаменитым «проклятым вопросам» Ф. М. Достоевского… Я могу мало что сказать здесь. Ведь не случайно молчали об этом и все наши богословы и философы. Дело в том, что человеческий язык, то есть слово – имеет свойство оправдывать. Объяснить что-то, значит оправдать это что-то. Именно поэтому такие ужасающие, жесточайшие, потрясающие душу события нельзя и было бы кощунственно объяснять. В такой ситуации человек нуждается больше в объятиях, чем в словах. Но когда проходит болевой шок, когда сознание приходит в норму, встает вопрос, а где был Бог? Почему Он допустил?

Здесь есть только три мысли, которые я позволю себе озвучить. Безусловно, трудно найти того, кто не пожелал бы моментальной смерти человеку, который надругался над другим, в особенности его родственником, да еще и ребенком. Вспомните Алешу из «братьев Карамазовых», на искушающий вопрос своего старшего брата Ивана – юная и светлая душа Алеши ответила определенно – убить! Убить того барина, по приказу которого спустили собак на несчастного мальчика! Это человеческая реакция, от которой нам никуда не уйти. Однако хотим мы того, или не хотим – Бог создал человека свободным. Именно в этом проявляется Его природа – Любовь. Ведь что такое любовь в христианском понимании? Это, прежде всего, жертва, - это самоограничение. Создав человека свободным – Бог ограничил Свою свободу. Конечно, человеку бы хотелось справедливости, убил кого-то – и тут же сам умер, украл что-нибудь – тут же рука отсохла, слово дурное сказал – язык отнялся. Но что это тогда будет за свобода, под прицелом? Это уже будет не свобода, а самая настоящая тюрьма.

Вторая мысль заключается в том, что у современных людей очень сентиментальное представление о Боге. Все слышали, что Бог – есть Любовь. А если это так, то как Он может допускать такое? Этот вопрос не давал покоя Ивану Карамазову, он отказывался принимать Бога, у которого мать растерзанного собаками мальчика будет обниматься в раю с этим барином, который растерзал её сына. Однако дело в том, что Иван допускает серьезную ошибку. Если Бог есть Любовь – это вовсе не означает, что мучитель будет обниматься с мучеником. Кроме рая есть еще и ад, есть еще и «скрежет зубовный». И существование ада – это тоже проявление Его Любви. Ведь что такое ад? Ад – это дарованная Богом человеку возможность – бесконечно удаляться от Него. И в этом удалении от своего Творца и будет заключен плач и скрежет зубов. Однако здесь сохраняется тот же принцип Любви – никакого насилия над волей человека, человек сам выбирает этот путь и эту участь. Средневековое представление об аде, как о месте, в котором человек вдруг, что называется, «приходит в себя», все вдруг осознает, но сделать уже ничего не может и обречен на вечные муки – противоречит природе нашего Бога, который есть Любовь. Человек будет мучиться вечно, потому что он сам выберет муку, вернее он муку примет за благо для себя. Мы все это можем видеть уже здесь: человек не может остановиться, всё пьет и пьёт и думает что он счастлив, а в сущности он страдает. Или человек женится в десятый раз и все думает, что он счастлив, а в сущности он страдает и не понимает, что страдает. Однако, мы отвлеклись.

Последняя мысль, которая возникает у меня, когда я думаю над этим вашим, очень тяжелым вопросом, такая... Есть вопросы, на которые нет ответов. То есть, нет ответов, которые мы можем получить привычным для нас образом. Например, спросить или прочитать. Есть такие вопросы, на которые, может ответить только сердце, и только проделав какую-то (сердечную) работу. Когда мы говорим о страдании, в особенности невинном страдании – человек не имеет морального права судить об этом, грубо говоря, если он сидит на диване с кружкой пива в руке. Только если человек сам разделит с кем-то или примет на себя целиком страдание, только тогда он сможет рассуждать и сможет понимать. Я часто советую людям, которые убиты горем сходить, например, в ожоговое отделение какой-нибудь поликлиники. Я бывал в таких местах и видел детей, которые обгорели настолько, что у них не было лиц. Я бывал в детских домах для детей «отказников» и видел их глаза, видел лица этих малышей, которые приучились плакать в тишине, молча, потому что иначе, на них там начинают орать... И знаете, всегда, когда я покидал такие места, у меня не было ощущения, что Бог покинул этот мир. Всегда, когда я покидал такие места, у меня было ощущение, что вместе с этими людьми, вместе с этими детьми я покидаю Бога, который среди них почти физически ощущается… И когда я покидаю такие места, у меня всегда одно и то же ощущение – я ухожу в мир, в котором Бог не присутствует так явно, так наглядно, как там, среди этих людей. Именно поэтому, некоторые вещи можно понять, а лучше сказать – пережить, только войдя в само страдание, или, хотя бы побыв и разделив часть этих страданий. Точно так же ничего не поймешь в христианстве, если не научишься разделять Христовы страдания. А Его страдания – это и наши страдания тоже, и если страдает кто-то невинный, то страдает и Он.

Последний ваш вопрос самый простой. Фамилия Басманов достаточно древняя и вы верно отметили, что ваши знакомые с такой фамилией из Казани. Действительно слово басман, казано-татарского происхождения, означает Царский хлеб.

Однако, я сомневаюсь, что в моем случае корни уходят в Казань. Больше 200 лет мы находились в рабстве монголо-татар, поэтому все настолько перемешалось… Мы можем вспомнить, например, опричников Басмановых при Иване Грозном, Басманный суд в Москве.

Мои же предки, как по отцовской, так и по материнской линии были вятскими. Если бы сохранились сведения далее прапрадедов, то можно было бы сказать больше, но что есть, то есть.

Еще раз благодарю вас за вопросы, всегда рад общению с вами!
 
 
 
Преосвященнейший
Паисий, епископ
Яранский и Лузский
В наше время в информационном пространстве царит свобода мысли и важно уметь разделять поступающую информацию на полезную и вредную.
Без этого разделения человек, сам того не замечая, легко может потерять духовно-нравственные ориентиры и причинить своей душе огромный вред.
На нашем сайте Вы сможете познакомиться с жизнью епархии, с ее святынями, узнать историю храмов и монастырей, а также найти ответы на вопросы о церковной жизни.
 
 
Православный календарь
 
 
Яранская Епархия в социальных сетях
 
 
Новости Православия
 
29/03/2024
Состоялось первое собрание ответственных по вопросам защиты семьи, материнства и детства в Московской митрополии
 
29/03/2024
Комиссия по развитию паломничества и принесению святынь провела совещание с представителями паломнических служб ставропигиальных монастырей
 
28/03/2024
Святейший Патриарх Кирилл встретился с председателем Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей В.П. Тарлевым
 
28/03/2024
Председатель ОВЦС встретился с представителем Церкви Англии
 
 
Русская Православная Церковь
 
Яранская епархия
Епархия
 
Епархиальный архиерей
 
Календарь служений
 
Храмы и монастыри
 
Газета «Просвет»
 
Матфеевский крестный ход
 
Галерея
 
Контакты
 
 
Яндекс.Метрика