Яранская Епархия
Епархиальный
архиерей
Галерея
 
Новости приходов
 

Ныровский храм объединил людей

 
29.11.2018 15:00:00
 
В 2018 году ещё один старинный храм Тужинской земли объединил вокруг себя неравнодушных верующих людей. Жители села Ныр начали возрождать храм в своём селе. История этой церкви удивительна. Ещё в 1970-х годах, когда в стране продолжала буйствовать пропаганда атеизма, первый секретарь Тужинского РК КПСС Лидия Васильевна Хорошавина (1932-1997)  взялась за возрождение святыни. Активные работы шли в 1990-х годах, была перекрыта крыша, обновлены купола и установлены кресты. К сожалению, после этого реставрационные работы в силу определённых причин остановились. И вот, в этом году, дочь Лидии Васильевны Татьяна Валерьевна Шевелёва продолжила дело своей матери. Каждый день ныровчане трудятся в храме. Рассчитывать приходиться только на свои силы, поэтому верующие рады любой помощи.

26 ноября 2018 года в день памяти святителя Иоанна Златоуста, в престольный праздник села Ныр, настоятель  Тужинского храма Воскресения Христова протоиерей Евгений Павлов совершил первый молебен, который собрал очень много верующих. Также была совершена панихида по основателю храма священнику Симеону Герасимову, похороненному у алтаря храма. Пока богослужения будут совершаться в помещении молитвенной комнаты, расположенной в самом храме, а в дальнейшем,  с Божией помощью, планируется благоустроить и весь объем храма. Также была совершена панихида по основателю храма священнику Симеону Герасимову, похороненному у алтаря храма.

Как и много лет назад, Божий храм снова объединил жителей Ныра. Обратимся к истории этого храма.

В 1877 году крестьяне разных селений Комаровской волости Яранского уезда, состоящих в приходах Шошминском, Пачинском, Пижемском и Яранского Успенского собора подали в Вятскую Духовную Консисторию прошение о разрешении построить в деревне Ныру деревянную церковь, с назначением к ней причта и с образованием при ней из обратившихся селений  самостоятельного прихода.

В  этом же 1877 году были построены дома для причта и  куплена старая церковь из с. Макарьевского Яранского уезда и поставлена в Ныру. 8 октября 1878 года состоялось её освящение. Новооткрытый храм был освящён в честь святителя Иоанна Златоуста. Стоит отметить, что храм с именем Иоанна Златоуста – единственный известный в Вятской епархии в наше время, за исключением нескольких храмов, где имеются лишь приделы Иоанна Златоуста.

Первым священником в селе стал отец Павел Лаженицын, служивший до этого в соседнем селе Шошминском.

Учитывая, что вновь построенная церковь уже многие годы служила прихожанам села Макарьевского и её материалы были довольно старые, примерно лет через 10 она пришла в ветхость. В 1888 году Преосвященнейшей  Сергий, епископ Вятский и Слободской совершал обозрении Вятской епархии. В своём отчёте впоследствии он отметил:  «Много я видел … храмов величественных и благолепных…; но видел и храмы бедные, особенно из числа деревянных, низкие и мрачные, тесные и сырые, с ветхими и покачнувшимися лестницами и полами, нуждающиеся в более приличной утвари и ризнице, требующие неотложной ремонтировки, или переустройства, или замены новыми». Таковым, среди прочих, отмеченных в отчёте, был и  храм в  селе Ныр  -   «в с.Ныре Яранского уезда в маленькой церкви устроены по сторонам весьма неприглядные полати».

В конце ХХ века с разрешения Преосвященнейшего Алексия, епископа Вятского и Слободского по указу Вятской Духовной Консистории от 20 июня 1901 года за № 9212 в  приходе села Ныр приступили к строительству нового каменного  храма из красного кирпича. Особая заслуга  в этом великом  деле принадлежит священнику Симеона Герасимову, который и приступил к нему вскоре после своего назначения в Ныр в 1899 году.   Каменный  храм строился рядом со старым.

Постройка нового обширного и благолепного храма продолжалась более 15 лет. Приход села Ныровского небольшой и небогатый (больше из удельных крестьян), но, благодаря усердию настоятеля  отца Симеона Герасимова, постройка велась умело и успешно, священник проявил выдающиеся строительные способности. Он  так отдался этому делу, что не пожелал переместиться в более обеспеченное село Томаково, хотя в своё время ему предоставлялась возможность переменить место служения.  Может быть, эта же забота об устройстве храма была одною из побудительных причин отказа отца  Симеона от чести быть благочинным округа.

Е.А. Вершинин в книге «Повесть о земле Тужинской» пишет: «Отец Симеон был, видимо, легендарной личностью. Тесть мой, Павел Иванович Уртминцев, слышал от своего отца и пересказал мне такую историю. Священник был крепкого телосложения, помогал в строительстве храма. Когда на колокольню устанавливали крест, ныровский мужичок сорвался с лесов. Отец Симеон, стоявший на крыше и руководивший работой, не растерялся, успел подхватить летевшего вниз незадачливого строителя и спас ему жизнь».

Среди  жертвователей на постройку каменного храма известен выдающийся благотворитель, купец второй гильдии г. Яранска, Феодор Яковлевич Рощин, который  в 1903 году пожертвовал 200 рублей, а в 1905 году – 100 пудов железа на кровлю храма.  1 марта 1906 года от бывшего Епископа Вятского и Слободского, Преосвященнейшего Филарета,  Феодор Яковлевич получил Божие благословение с выражением благодарности за пожертвование.

В 1908 году церковь была построена «вчерне» (без отделки). Но в следующем году в Ныру случилось большое несчастье. 24 сентября 1909 года первая деревянная церковь, в которой совершались службы, от неизвестной причины сгорела со всем инвентарём.  Сгорели все священные сосуды, ризница и церковные документы: опись церковного имущества, копии метрических книг с 1878 до 1909 года (в ведомости 1919 года указано, что копии метрических книг уже хранятся в целости, вероятно, были восстановлены с оригиналов Консистории. После революции изъяты в исполком Комаровский), исповедные росписи за 1878-1908 годы.  Общий убыток составил до 3-х тысяч рублей. От огня  уцелели только колокол в 20 фунтов и паникадило. Кроме того, пострадал и новый каменный храм -  прогорела крыша и  были повреждены четыре купола. Пришлось временно устраивать помещение для совершения богослужений в проходе каменного храма. Духовенство и прихожане пребывали в крайне тяжёлом состоянии.

Тем не менее, поражённый несчастием отец Симеон не растерялся, и  ещё больше прежнего стал заботиться о храме. В проходе каменного храма с разрешения епархиального начальства были возведены деревянные стены, устроены печи, и не позднее, чем через месяц после пожара, началось совершаться богослужение. Священник обращался за помощью к жителям г. Яранска, к своим и чужим прихожанам. Очень многие откликнулись на приглашение и сделали ценные пожертвования: иконами, священными сосудами и вкладами; между прочим, пожертвованы ценные ризы на иконы Христа Спасителя и святителя Иоанна Златоуста. Согласно ведомости 1909 года, составленной уже после пожара, «церковь утварью достаточна».

Воззвание о помощи ныровского причта и церковного старосты было опубликовано, в том числе, на страницах «Вятских епархиальных ведомостей». Из него становятся известными подробности пожара и дальнейших действий жителей Ныра:

«В нашем селе Ныр, Яранского уезда, Вятской епархии, сего 1909 года, 24 числа месяца сентября, днём, сгорела ветхая церковь от неизвестной причины; при сильном ветре она так быстро была обхвачена пламенем, что невозможно было что-либо спасти; всё погибло: и ценная утварь – почти полутысячные ковчег, евангелие и сосуды, также и дорогие в сребропозлащенных ризах иконы и крест в 200 р.  и проч.

Ценное всё, утварь и иконы, было приобретено трудами священника за последнее время от посторонних лиц соседних приходов и готовилось для нового устрояемого  каменного храма, на устройство которого прихожане жертвовали свои средства; но прихожане, как малоземельные и несостоятельные, не могли скоро выстроить храм, постройка затянулась на многие годы и вот во время пожара деревянной церкви от сильного напора ветра на новосозидаемый храм, оконченный вчерне, сгорела на нём крыша, уцелели колокольня и купол, и тут убыток тысячный. В настоящее время прихожане и причт – в печальном положении. Необходима посторонняя помощь и на ускорение  устройства каменного храма и на обзаведение во храме всего, что требуется для совершения богослужений. Нет и колоколов кроме одного двадцати фунтового, удачно откатившегося во время пожара при падении в сторону от огня, а остальные, прикованные к брусьям железом, на весу изгорели, медь лилась как дождь и испарялась от сильного огня, остались только не большие слитки с землёй. Порадейте, православные, не откажите помочь в таком несчастии. Храм – дом Божий и жертвующего для Его дома Господь не забудет и воздаст ему сугубо.  Уповаем на Бога и на добрых людей. Благодаря Яранскому земскому собранию, единогласно постановившему ассигновать 300 рублей на устройство храма, и гражданам города Яранска, помогающим кто чем может, так сочувственно отнесшимся к нашему горю, явилась скоро возможность устроить молитвенный дом в новом строющемся каменном храме и начать службу Божественную, но для молящихся помещение мало и устройство каменного храма крайне необходимо устроить, а средств очень мало, так как до окончания постройки потребуется ещё тысяч шесть кроме долгов, коих три тысячи пятьсот рублей».

Через несколько лет, несмотря на многие испытания, выпавшие на долю духовенства и прихожан села Ныр строительство было завершёно. Новое здание  занимало площадь 20 сажень длиною  и 10 – шириною. Приделов было устроено 3, но освящён был только центральный с Престолом Иоанна Златоуста.  Храм поражал своим величием и  снаружи  и внутри. Особенно выделялся своим благолепием многоярусный иконостас, иконы для которого написаны были в Москве.    

12 декабря 1914 года, с благословения Преосвященного Никандра, Епископа Вятского и Слободского,  благочинный 3 округа Яранского уезда, священник Александр Решетов, возглавил чин освящения нового храма. Богослужение этого знаменательного дня сопровождалось пением местного приходского хора при участии прибывших священников, диаконов и псаломщиков. О данном событии также сообщили «Вятские епархиальные ведомости».

В 1915 году село Ныр с архипастырским визитом посетил Преосвященнейший Никандр (Феноменов) епископ Вятский и Слободской.

Златоустовская церковь построена в псевдорусском стиле ретроспективизма – это  традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира).

В общем плане здание представляет собой одноглавый четверик, окружённый обходными галереями, над углами которых поставлены шатры. Колокольня шатрового типа. Пока не удаётся установить, кто является архитектором Ныровской церкви. Хотя по внешнему виду она очень близка к работам выдающегося архитектора Вятской губернии И.А.Чарушина. К примеру, церковь в Ныру почти полностью повторяет архитектуру Никольского храма в г. Слободском, проект которого доподлинно принадлежит Чарушину. В некоторых деталях Ныровская и Слободская церковь настолько схожи, что будет уместно привести слова кандидата архитектуры Л.Б. Безверховой из её статьи о Никольской церкви г.Слободского, где она описывает типичные приёмы И.А. Чарушина, использованные им в архитектуре Слободской церкви.    Точно такие же архитектурные детали присутствуют в Ныру. «С запада -  парадное арочное крыльцо с гирькой и за ним над притвором - шатровая колокольня. На колокольне – килевидные завершения, потом идёт целая корона кокошников, слухи на шатре двухэтажные. А какие прекрасные теремные украшения на окнах! Кокошники, колонны и полуколонны, дыньки (шаровидные расширения), наборные наличники, «фартуки» и т.п.».

В конце 1930-х годов Златоустовская церковь в селе Ныр была закрыта. Верующие писали многочисленные письма, собирали подписи за открытие храма, но всё было тщетно. Позднее была разрушена колокольня, уничтожено  внутренне убранство, в том числе, великолепный многоярусный иконостас Московского письма. В храме  хранили зерно, позднее, в нём располагались мастерские. Тем не менее, в наши дни храм в Ныру является наиболее сохранившимся в Тужинском районе.

История храма получила удивительное продолжение в 1970 - 80-х годах ХХ века, когда атеистическая мораль в обществе была ещё довольно сильной. Именно в это время у Л.В. Хорошавиной появилась мысль о возрождении храма.

Не трудно представить каким трудом давалось Лидии Васильевне возрождение храма в годы атеизма, что пришлось ей пережить и перетерпеть. Непонимание, осуждение, угрозы со стороны начальства, всё это было.  Подобные воспоминания приводятся в книге «Два председателя: Аркадий Владимирович Толстоухов и Лидия Васильевна Хорошавина в воспоминаниях родных, друзей, коллег по работе» (авт. сост. – А.Оносов):  «Заседание бюро РК КПСС, примерно уже четвертьвековой давности, было посвящено одному вопросу: на повестке дня – личное дело Л.В. Хорошавиной, председателя колхоза «Победитель». Дело в том, что она вдруг, ни с кем не посоветовавшись, начала работу по восстановлению Ныровской  церкви. Конечно, все члены бюро заняли общую позицию: наказать, ведь дело-то нам казалось и правда очень неблаговидным. Даже посещение кладбища в родительский день в ту пору для нас, партийцев, было невозможным, а тут на тебе: возрождение храма. И только Лидия Васильевна будто глядела всех нас дальше, словно чувствовала, что придёт время переосмысления исторических и жизненных ценностей…Выговор она получила, но позднее была счастлива тем, что уже свободная и от основной работы, и от идеологической зависимости, сделала немало для возрождения Златоустовской церкви. Но не успела… А мы так и не попросили у неё прощения за то заседание бюро».

Занимаясь работой по возрождению храма, Лидия Васильевна познакомилась с приснопамятным протоиереем Алексием Сухих из Вятских Полян. Ей очень требовалась духовная поддержка со стороны священника, и они стали близкими духовными друзьями. Отец Алексий увековечил память о скромной труженице в серии своих книг «Вспомним поименно».  Вот как батюшка описывается своё знакомство и общение с ней: «С Лидией Васильевной я познакомился в конце 1977 или начале 1978 года в епархиальном управлении. Будучи первым секретарём Тужинского РК КПСС, она сидела в приёмной правящего архиерея, дожидаясь аудиенции. И я тоже приехал на приём к владыке. Познакомились, разговорились, но она не сказала, где работает. Меня поразило то, что Лидия Васильевна пыталась вникнуть в проблему скорейшего восстановления порушенного храма, а когда я сказал, что знаю Златоустовскую церковь в селе Ныр Тужинского района, у нас зашёл предметный разговор. Её интересовало буквально всё, а в особенности изготовление куполов и крестов, покрытие крыши.

Владыка принял Лидию Васильевну одной из первых. Выходя из кабинета, она улыбалась, прижимала к груди иконочку Божией Матери, которой  благословил её архиерей на восстановление порушенного, осквернённого храма.

Мы обменялись адресами, и Лидия Васильевна пригласила в гости, сказав: «Очень вас жду, помогите мне решить ряд важных вопросов в связи с ремонтом». Я согласился.
После выхода на пенсию Лидии Васильевны мы неоднократно встречались в Кирове и в Туже, писали друг другу письма. Она была человеком волевого и, пожалуй, мужского характера, целеустремлённая, напористая и безумно любящая свою малую родину. Лидия Васильевна была верующим человеком, хотя свою веру в Бога не выставляла напоказ. Однажды она мне написала: «Я всем сердцем и душой верю в Бога и верю в Любовь, которая преобразит нашу жизнь».

Ей не удалось закончить восстановление храма, но закрыта крыша, поставлены купола, воздвигнуты Святые Кресты. Правда, не находится на сегодняшний день преемника Лидии Васильевны, но Святые Кресты, видимые издалека, побуждают сердца живущих в селе к покаянию и дают надежду, что дело, начатое Лидией Васильевной Хорошавиной, будет продолжено и храм обретёт вторую жизнь».

Как видим, отец Алексий оказался прав, и дело Лидии Васильевны продолжила её дочь и другие неравнодушные люди…

Евгений Горев
 
 
Фото
 
 
 
Преосвященнейший
Паисий, епископ
Яранский и Лузский
В наше время в информационном пространстве царит свобода мысли и важно уметь разделять поступающую информацию на полезную и вредную.
Без этого разделения человек, сам того не замечая, легко может потерять духовно-нравственные ориентиры и причинить своей душе огромный вред.
На нашем сайте Вы сможете познакомиться с жизнью епархии, с ее святынями, узнать историю храмов и монастырей, а также найти ответы на вопросы о церковной жизни.
 
 
Православный календарь
 
 
Яранская Епархия в социальных сетях
 
 
Новости Православия
 
11/12/2018
Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил Троицкий и Сергиевский храмы в подмосковной Коломне
 
11/12/2018
Митрополит Астанайский Александр возглавил итоговое епархиальное собрание Астанайской и Алма-Атинской епархии
 
11/12/2018
Представитель Синодального отдела по благотворительности принял участие в мероприятиях по профилактике наркозависимости в Ижевске и Ростове-на-Дону
 
11/12/2018
Собрания духовенства Санкт-Петербургской и Златоустовской епархий поддержали решение Священного Синода о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом
 
 
Актуальная аналитика
 
16/11/2018
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его
 
07/11/2018
Б.Н.Флоря: «О присоединении Киевской митрополии к Московскому Патриархату в 1686 году»
 
26/10/2018
Константинопольский папизм
 
16/10/2018
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви
 
12/10/2018
Украина является канонической территорией Русской Православной Церкви
 
 
Русская Православная Церковь
 
Яранская епархия
Епархия
 
Епархиальный архиерей
 
Календарь служений
 
Храмы и монастыри
 
Газета «Просвет»
 
Матфеевский крестный ход
 
Галерея
 
Контакты
 
 
Яндекс.Метрика