Яранская Епархия
Епархиальный
архиерей
Галерея
 
Новости приходов
 

В Никольском соборе г. Котельнича освятили новое распятие

 
23.10.2018 11:00:00
 
«В церкви вы везде и на всем видите кресты для того,
чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви,
распятой за нас».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

27 сентября на Воздвиженье Креста Господня в Никольском соборе г. Котельнич, епископ Яранский и Лузский Паисий освятил новое распятие, которое было приобретено на пожертвования прихожан.

Крест и распятие центральный символ христиан. Однако исторический и культурный путь осмысления и переживания, «чувствования» креста не одинаков в традициях запада и востока. Мы знаем, что культурно, исторически, философски – эти два мира или полюса, подчас очень не похожи друг на друга. Историки, искусствоведы приведут множество причин возникновения этой культурной раздвоенности. Нам же видится одна из ключевых причин – в разности понимания вопросов, связанных с Богом и человеком, иными словами – богословие определяет, задает культурный, философский тон, по которому развивается каждый из этих полюсов. Под богословием здесь имеется ввиду, не столько учебники по догматике, а сколько народное чувствование Божества, каков Бог, что Он из себя представляет? Как Он относится к нам или, быть может, ко мне? Здесь богословие, это скорее мистический путь народов, мистический путь двух миров. Именно в этом смысле богословие – дышит во всем: в храмовом камне, в церковной живописи, в музыке, даже народные суеверия в какой-то мере обуславливает богословие. Не является исключением и отношение христиан разной богословской традиции к кресту.  

До IX века, а значит и до разделения христианского мира на «восток» и «запад» Христос изображался на Кресте торжествующим, то есть не только живым, но порою облаченным в царские одеяния, с короной на голове. Таково было изначальное представление христиан о распятии. Христос победил смерть – и это главное, центральное событие. Далее традиции понимания и «чувствования» креста расходятся. На западе в период позднего средневековья все чаще появляются так называемые «натуралистические» распятия, акцент которых сместился уже не на предвкушение Победы и Воскресения, а на саму смерть, сам факт умирания Иисуса Христа. В некоторых католических семинариях в рамках учебной программы существует время, в которое семинаристы сидят за специальными столами, обращенными к пустой стене и, так сказать, «медитируют» на предмет страстей и смерти Христа, стараясь чувственно представить и сопережить тому страшному евангельскому сюжету. Такие распятия производят угнетающее впечатление на православных; христиан восточной традиции. Можно вспомнить, например, Ганса Гольбейна, представителя искусства позднего средневековья и его работу – «снятие с Креста», о которой Достоевский напишет в романе «Идиот», - «глядя на такого Христа можно и веру потерять»…  

На востоке так же отошли от традиции изображения Христа распятого как «Царя Славы», облаченного и торжествующего. Однако вместо ухода в гипертрофированный реализм, восток сохранил духовное содержание распятия, зачастую, пренебрегая физическими подробностями, часто нарушая и порой искажая пропорции тела Спасителя, особенно это заметно на старообрядческих распятиях.  

Крупных, серьезных исследований посвященных теме истории культурной, эстетической эволюции храмовых распятий на Руси в настоящий момент нет. Фотографии внутреннего убранства храмов до 1917 года крайне редки. Однако очевидно, что в синодальный период истории Русской Православной Церкви, были попытки совмещения нашей традиции и западной. Начиная с 90-х годов прошлого века, по понятным причинам, распятия ставили в основном, не вдаваясь в эстетические и эстетико-богословские нюансы. В-основном все зависело от «вкуса» настоятеля того или иного храма. Было лишь два критерия – на наших распятиях Христос пригвожден четырьмя гвоздями, на католических – тремя. А так же учитывалась та разница, о которой мы писали выше.

Таким образом, что чувствуют, что переживают христиане западной традиции, взирая на свои распятия? Прежде всего, они сопереживают физическим страданиям Христа, и чем натуралистичнее эти изображения, тем живее переживания молящихся. Именно отсюда происходит такой психофизический феномен как – стигматы, когда длительное время человек сосредотачивает внимание и воображение на каком-то одном предмете. Православные отцы Церкви категорически запрещают любое «плотское» представление Христа. Христос на православном распятии не умирает – долго, мучительно и страшно, а скорее, как бы обнимает всех нас своими руками… Мы чувствуем и переживаем не смерть Иисуса, а жертву Богочеловека Христа, принесенную за нас и ради нас, жертву, имя Которой – Любовь.

Авторами была предпринята смелая попытка синтеза двух традиций, то есть скульптурного изображения Христа в полный рост, с правильными пропорциями, однако без тени намека на тот «жуткий реализм», который можно видеть в большинстве католических соборов. Например, руки Христа не неестественно прямо расположены на кресте (так Господь просто физически не мог держаться на нем), а слегка провисают, но в тоже время не настолько сильно и натуралистично как на католических распятиях. Лик Христа не искажен страданием, он спокоен и бесстрастен. Само распятие, по своим размерам и весу не имеет аналогов во всей Кировской области, кроме того визуально оно прекрасно вписывается в Никольский собор, расписанный преимущественно в академическом стиле. Нужно сказать, что кроме тернового венца в будущем будет установлен и нимб, с классической подписью «Иисус Христос – Царь Славы». Крест был сделан мастерами из Слободского и Кирова (ключевая роль в создании распятия принадлежит Игорю Рафаилову), а каждая деталь подробно обговаривалась и обсуждалась.

Стоя перед «котельничским распятием» переживаешь уникальные чувства, которые еще пока сложно выразить словами. Вероятно, потребуется еще не один месяц, а может быть и год, чтобы чувства эти оформились и прояснились в душе. Любая новая мысль, любое новое слово, любая свежая картина или стихотворение требует определенной рефлексии и осмысления. Когда речь идет о церковном искусстве, то времени для такого рода рефлексии требуется значительно больше, и это совершенно естественно. Какими же будут эти чувства, каким образом коснется сердец молящихся котельничан новый образ Христа – покажет время.

Материал подготовил иерей Никита Басманов



 
 
Фото
 
 
 
Преосвященнейший
Паисий, епископ
Яранский и Лузский
В наше время в информационном пространстве царит свобода мысли и важно уметь разделять поступающую информацию на полезную и вредную.
Без этого разделения человек, сам того не замечая, легко может потерять духовно-нравственные ориентиры и причинить своей душе огромный вред.
На нашем сайте Вы сможете познакомиться с жизнью епархии, с ее святынями, узнать историю храмов и монастырей, а также найти ответы на вопросы о церковной жизни.
 
 
Православный календарь
 
 
Яранская Епархия в социальных сетях
 
 
Новости Православия
 
20/11/2018
В Общецерковной аспирантуре открылись организованные Издательским Советом курсы для специалистов по книгораспространению в епархиях
 
20/11/2018
Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем рождения
 
20/11/2018
В Венеции открылась выставка «Современная русская церковная архитектура»
 
20/11/2018
Президент России В.В. Путин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем рождения
 
 
Актуальная аналитика
 
16/11/2018
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его
 
07/11/2018
Б.Н.Флоря: «О присоединении Киевской митрополии к Московскому Патриархату в 1686 году»
 
26/10/2018
Константинопольский папизм
 
16/10/2018
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви
 
12/10/2018
Украина является канонической территорией Русской Православной Церкви
 
 
Русская Православная Церковь
 
Яранская епархия
Епархия
 
Епархиальный архиерей
 
Календарь служений
 
Храмы и монастыри
 
Газета «Просвет»
 
Матфеевский крестный ход
 
Галерея
 
Контакты
 
 
Яндекс.Метрика