Яранская Епархия
Епархиальный
архиерей
Галерея
 

Успенский кафедральный собор г. Яранска

Ключарь - протоиерей Александр Кирильчук
г. Яранск, ул. Карла Маркса, 15
Телефон: 8 (83367) 2 26 49
 
История храма
 
В 1798 году в Яранске завершилось строительство Успенского собора. Благословил возведение храма в 1790 году Преосвященнейший Лаврентий, епископ Вятский и Слободской, отписав грамоту "на построение в г. Яранске вместо ветхого Успенского собора каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы..."

Новый собор решили строить всем миром, на добровольные пожертвования жителей города. Яраничам такое было не впервой. Девятью годами ранее, в 1781 году, прихожане всех городских храмов совместно возвели из камня Кладбищенскую церковь. Нынешний Успенский собор стоит на месте, где прежде располагался одноимённый деревянный храм. Располагаясь внутри крепости, Успенский храм уже изначально планировался как церковь для её военного гарнизона и членов семей служащих людей. Проект для здания Успенского храма подготовил местный губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков (1758-1806). Первый губернский зодчий Вятского края, титулярный советник Росляков плодотворно работал на стыке двух художественных направлений, предпочитая классические каноны и свойственную им упорядоченность.

Внешний облик нового собора Успения Пресвятой Богородицы стал во многом отражением новых тенденций в тогдашней церковной архитектуре России. Щедрому и насыщенному деталями барокко пришёл на смену строгий и торжественный классицизм, постепенно получивший распространение и в провинции. Яранск всегда славился своими благотворителями, а помогать храмам считалось у местных купцов особенно почётным. В строительство и обустройстве Успенского, как и возведённого в 1851 году огромного Троицкого собора, равно как и других храмов, меценаты вложили немало средств. Так, купец 2-й гильдии Рощин был награждён орденом Святой Анны и золотыми медалями за большой вклад в строительство яранских храмов, обеспечения существования земского училища, публичной библиотеки, Дома трудолюбия, Мариинского детского приюта и др. Выходец из костромских крестьян, он носил звание почётного гражданина города, ставшего ему второй родиной. В 1817 году, рядом с Успенским собором воздвигли тёплый кирпичный храм с двухъярусной колокольней, освящённый в честь Преображения Господня и имевший Никольский и Владимирский приделы. В отличие от своего соседа-собора слева, Преображенская церковь была навсегда закрыта в 1930-е годы, а в 1950-е полностью разрушена.

После Октябрьской революции в Яранске один за другим стали закрываться городские храмы. Гонения и репрессии обрушились как на простых прихожан, так и на священников и епископов Яранской земли. Успенский собор считается единственным в Яранске, который никогда не закрывал дверей перед верующими. Однако, по некоторым данным, храм некоторое время был закрыт в 1930-е годы, а вернули прихожанам его лишь в 1940-е. Так или иначе, фасады Успенского собора и основные элементы внутреннего убранства сохранились в первозданном виде и по сей день. В памяти прихожан Успенского собора навсегда остался его настоятель в 1993-1997 годах архимандрит Макарий (Коробейников), известный благочестием, любовью к церкви и заботой о людях. Ни одного пришедшего в храм он не оставил без мудрого совета и отеческого наставления. Отец Макарий был погребён возле алтаря собора, у придела в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

В 2012 году Успенский собор становится кафедральным собором новообразованной Яранской и Лузской епархии Вятской митрополии. Лаконично, представительно и монументально - такими эпитетами можно описать внешний вид собора Успения Пресвятой Богородицы. Это вполне соотносится с архитектурной стилистикой, в которой выполнены фасады храма: яркий и характерный классицизм с присущей ему строгостью композиционного решения всего здания, чёткостью и строгим изяществом пропорций, основательностью и даже некоторой приземистостью здания, сдержанностью в декоративном оформлении. При этом собор, даже в отсутствии утраченной колокольни, которую заменяет скромная маленькая деревянная звонница на двух столбах с двускатной крышей, всегда был одной из архитектурных доминант города. Его высота составляла 17,5 саженей, длина - 10,5 саженей и ширина - 12,5 саженей (1 сажень=2,13 м). Поистине этот храм сооружён как красиво, так и рационально. Четырёхстолпное здание, сложенное из крепкого кирпича, имеет форму одноэтажного четверика с большим световым барабаном-ротондой. Ротонда Успенского собора перекрыта сферическим куполом. Его центральную часть в основании изысканно обрамляет "венок" декоративных световиков-люкарн. Купол венчает позолоченная маковка с крестом, поставленная на изящный световой барабанчик. Основной объём Успенского собора превалирует над остальными его строениями. К примеру, трапезная часть собора невелика; её помещение расположено с тыльного торца здания. Центральный вход в собор оснащён выдвинутыми вперёд, за основную вертикаль фасада, фронтонами. Большая фреска над парадным крыльцом главного входа в храм изображает сцену Успения Пресвятой Богородицы - знаменательное событие, в честь которого освящён главный престол храма. Надвратные иконы в православной традиции именуют портатиссами или вратарницами; они нередко снабжены надписями либо цитатами из Священного писания.

Вход на территорию храма осуществляется через двойные ворота, выполненные в традициях классицизма и оснащённые треугольными фронтонами. Колонны как детали композиции двойных ворот у входа в Успенский собор - характерная примета русского классицизма. Торжественность и благородство этих примет античности придаёт посетителю храма чувство благоговения ещё на подходах к собору, настраивая его на волнующий и молитвенный лад. Единство формы и содержания - пожалуй, это качество во многом определяет органичность сочетания строгости фасадов Успенского собора с торжественностью его внутреннего убранства. Приятный налёт старины, которым визуально отличаются стены храма от окружающей его городской архитектуры Яранска, существенно дополняет удивительная и таинственная атмосфера сокровенного, намоленного места, присущая старым церквям. Кажется, что здесь, под массивными сводами, всё ещё живёт век восемнадцатый, такой невероятно далёкий и одновременно ощутимый почти физически. Между восемью массивными колоннами царит удивительный свет, причудливо играющий свечными отражениями на резьбе иконостасов, под пологом высокого купола, на рамах старинных образов. Колонны собора представляют собой гладкие пятигранные столпы, которые между собой соединяются полукружьями широких арок. Размеры внутреннего пространства невелики, здесь рационально используется каждая единица площади, поэтому в трёх колоннах устроены специальные углубления для хранения различных церковных принадлежностей, а в одной оборудован вход на хоры. Во внутренней конструкции основного объёма храма строители использовали коробовые своды; такие же цилиндрические своды применены и для трёхчастного алтаря.

Главный иконостас Успенского собора величественно возвышается в обрамлении резных колонн; его врата выглядят действительно по-царски: высокие, красивые, щедро украшенные. Мало в каком российском храме сегодня можно увидеть столь богатый и превосходно сохранившийся иконостас фактически ХVIII века: золочёный, многосоставный, отделанный искусной резьбой. Посетители храма нередко сравнивают его внутреннее убранство с богатой музейной экспозицией многочисленных икон самых различных техники письма и датировки. Образы можно разглядывать часами! И не удивительно, ведь в Успенский собор во времена советской власти привозили немало святых и чудотворных икон из закрытых или разрушенных церквей не только города, но и всего Яранского района. Каждое воскресенье в один и тот же час в Успенском соборе Яранска свершается молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему пере Нерукотворным образом Спасителя. Этот образ был и остаётся наиглавнейшей и важнейшей святыней храма.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №276, 2018 г., Алексей Кротов
 
Преосвященнейший
Паисий, епископ
Яранский и Лузский
В наше время в информационном пространстве царит свобода мысли и важно уметь разделять поступающую информацию на полезную и вредную.
Без этого разделения человек, сам того не замечая, легко может потерять духовно-нравственные ориентиры и причинить своей душе огромный вред.
На нашем сайте Вы сможете познакомиться с жизнью епархии, с ее святынями, узнать историю храмов и монастырей, а также найти ответы на вопросы о церковной жизни.
 
 
Православный календарь
 
 
Яранская Епархия в социальных сетях
 
 
Новости Православия
 
17/07/2019
Состоялось наречение архимандрита Силуана (Никитина) во епископа Петергофского, архимандрита Василия (Кулакова) во епископа Николаевского, архимандрита Игнатия (Голинченко) во епископа Енисейского
 
17/07/2019
В канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Троице-Сергиевой лавре
 
17/07/2019
Святейший Патриарх Кирилл совершил малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой лавре
 
17/07/2019
Нижнетагильской епархии передано здание восстановленного Спасо-Преображенского собора Невьянска
 
 
Актуальная аналитика
 
 
Русская Православная Церковь
 
Яранская епархия
Епархия
 
Епархиальный архиерей
 
Календарь служений
 
Храмы и монастыри
 
Газета «Просвет»
 
Матфеевский крестный ход
 
Галерея
 
Контакты
 
 
Яндекс.Метрика