Яранская Епархия
Епархиальный
архиерей
Галерея
 
Новомученики и исповедники Яранской епархии
 

Мученик Димитрий Морозов

 
Мученик Димитрий родился 17 октября 1876 года в семье благочестивых крестьян Михаила Федоровича и Елизаветы Фаддеевны Морозовых, проживавших в починке Мельниковском Сметанинской волости Яранского уезда. Крещен он был в Вознесенской церкви села Сметанино священником Василием Беневоленским и наречен именем Димитрий в честь великомученика Димитрия Солунского. Хотя родители мученика Димитрия и не смогли дать ему даже начального образования, но воспитали его во благочестии, в большой любви ко Господу и в преданности Православной вере.

В 1904 году в своей приходской церкви в честь Вознесения Господня Димитрий Михайлович обвенчался с Анастасией Стефановной Субботиной, дочерью крестьянина деревни Леонтьевой той же Сметанинской волости.

В 1914 году в возрасте 28 лет Димитрий Михайлович был призван в действующую армию и сражался на фронтах Мировой войны вплоть до 1916 года. В следственном деле сохранилось описание внешности мученика Димитрия: большая рыжая борода, длинные волосы, курносый. На 1936 год он значился инвалидом.

У Дмитрия Михайловича и Анастасии Стефановны Морозовых родилось 8 детей. Но четверо из них умерли, не прожив и одного года.

Всю свою семью мученик Димитрий сумел воспитать в глубоко религиозном духе. Его дети не посещали советскую школу, не участвовали в играх других детей. Во время следствия мученик Димитрий сказал, что учил своих дочерей по старинным учебникам, особое внимание уделяя церковно-славянскому языку. Но поскольку сам он был неграмотен, очевидно, что обучением занималась старшая его дочь Евгения, получившая начальное образование в церковно-приходской школе или в школе грамоты. Супруга мученика Димитрия, Анастасия Стефановна, так же, как и он, была неграмотной.

Согласно данным сельхозпереписи, Дмитрий Михайлович Морозов в 1916 году имел в своем хозяйстве, кроме земельного надела, только одну корову. Для того, чтобы весной вспахать свой надел земли, ему приходилось прибегать к найму конных работников. В зимнее время для того, чтобы обеспечить свою семью самым необходимым, Димитрий Морозов вынужден был заниматься отхожим лесным промыслом, т. е. рубить лес в Казанской губернии.

Первый раз мученик Димитрий подвергся аресту по 58 статье в 1933 году за то, что, по его словам, говорил людям о Святом Духе и Его неведомой силе, но судим не был. Вновь его арестовали в ноябре 1936 года и заключили сначала в Яранскую тюрьму, затем этапировали в г. Киров. В это же время были подвергнуты аресту еще 29 человек – священники, монашествующие и просто крестьяне, которые, по трактовке НКВД, составили контрреволюционную церковно-монархическую организацию, возглавляемую епископом Нектарием (Трезвинским).  

«Управлением НКВД по Кировской области, – говорилось в обвинительном заключении, – ликвидирована революционная церковно-монархическая организация, действовавшая на территории Кикнурского, Санчурского, Шарангского районов Кировской области.

По настоящему делу привлечено к ответственности 30 человек из коих: 3 нелегальных служителя культа, 2 служителя культа, не признающие регистрации, 1 бывший служитель культа, 3 приходских священника, 1 бывшая монашка, 2 бывших кулака, 1 странствующий, 3 крестьянина фанатика, проживавших нелегально, и крестьяне-единоличники, не занимающиеся в настоящее время сельским хозяйством и свои хозяйства ликвидировавшие.

Данными следствия установлено, что контрреволюционная организация возникла в результате нелегально распространявшейся директивы находящегося в данное время в Прорвинском концлагере епископа Нектария. Участники ее находились в глубоком подполье и в своих действиях руководились определенной контрреволюционной платформой».

В постановлении на арест Димитрия Морозова от 28 ноября 1936 года значилось следующее: «Морозов Дмитрий Михайлович, являясь членом контрреволюционной организации, вел к. р. работу среди массы, внедряя одну из крайних и реакционных форм так называемой закрытой церкви, кроме того, в своем дому устраивал собрания и на них читал контрреволюционную литературу среди единоличников и колхозников».

Очевидно, что обвинение в чтении контрреволюционной литературы противоречило данным из других документов следствия, в частности, протоколов допросов, согласно которым мученик Димитрий был неграмотным[]. Но это представителей органов НКВД совершенно не смущало. Так же, как и то, что в анкете арестованного Димитрий Морозов значился крестьянином-середняком. И в ней же было записано, что он не имел определенных занятий, а от земли своей отказался. Да и сам Димитрий Михайлович показал во время допроса, что живет на случайные заработки в хозяйствах единоличников. Так что середняком он, не имея земли, быть не мог.

При обыске 27 ноября 1936 года в доме Димитрия Михайловича были изъяты несколько царских портретов, 12 религиозных книг, альбом с видами монастырей и четыре молитвы.

Во время допроса мученик Димитрий стойко исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа и на вопрос: «Почему Вы считаете себя контрреволюционером?»  мужественно заявил: «Я против советской власти, против Ленина, Сталина и существующего строя, потому что власть идет против Бога, а ее представители есть антихристы, дьяволы, потому что у них в сердцах нет Бога». «Советская власть, как не признающая религии, является властью антихриста, и все ее мероприятия по закрытию церквей, монастырей и вся антирелигиозная пропаганда есть ничто иное, как попущение Божие, и я, как убежденный в религии, с этими мероприятиями согласиться не могу. Я не согласен с действиями советской власти, направленными на притеснение религии, считая, что советская власть должна идти вместе с религией, но этого нет, и <…> в условиях антихристовой власти, нам, всем верующим, надо только и молиться об изменении».

В годы после революции сам Димитрий Михайлович старался усердно молиться и привлекал, силою своего примера, на молитву и других крестьян из своей деревни. Один из свидетелей, проходивших по делу Димитрия Морозова, заявил: «Я подтверждаю и добавляю, что в дому Морозова богомоление было почти ежедневно».

Мученик Димитрий во время допросов категорически отказался дать показания о других людях, близких ему по духу, не стал называть их имен. Он сказал так: «Я дал уже общие показания о моих религиозных убеждениях и о моем отношении к советской власти. В виду того, что советскую власть я не признаю, я не буду давать другие показания и не буду называть никакие другие имена».

На одном из последних допросов в январе 1937 года мученик Димитрий заявил: «Советскую власть я не признаю. Мой судья – только Христос, только Господь мой судья». В конце допроса записано: «От приложения пальца отказался».
Димитрий Михайлович Морозов 27 марта 1937 года был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых работ и 16 мая того же года заключен в Ортаусское отделение Карлага НКВД.

В августе 1937 года он был в лагере арестован и переведен на тюремный режим. Его обвинили в систематическом саботаже, проведении среди заключенных контрреволюционной агитации, открытом пении церковных молитв «Верую», «Отче наш», «Спаси, Господи, люди Твоя» и других, а также царских гимнов. Во время допроса в Карлаге мученик Димитрий заявил: «Я не могу служить двум господам, т. е. Богу и дьяволу, ибо в законе Божием сказано так: «Служи Богу твоему так, как сотворено Им: 6 дней делай, а 7-й день Господу Богу твоему, а здесь работают без отдыху… Идею эту провожу открыто. Молитвы мы пели ежедневно… Я могу работать только в православном учреждении, в других работать не буду, так как в них не признают Бога. Виновным себя не признаю, так как я, будучи православным христианином, выполняю обряды, данные мне Господом Богом, а не занимался антисоветской агитацией».

Через восемь дней, 31 августа 1937 года, мученик Димитрий тройкой УНКВД по Карагандинской области был приговорен к высшей мере наказания и 8 сентября расстрелян.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года Димитрий Морозов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
 
 
 
Преосвященнейший
Паисий, епископ
Яранский и Лузский
В наше время в информационном пространстве царит свобода мысли и важно уметь разделять поступающую информацию на полезную и вредную.
Без этого разделения человек, сам того не замечая, легко может потерять духовно-нравственные ориентиры и причинить своей душе огромный вред.
На нашем сайте Вы сможете познакомиться с жизнью епархии, с ее святынями, узнать историю храмов и монастырей, а также найти ответы на вопросы о церковной жизни.
 
 
Православный календарь
 
 
Яранская Епархия в социальных сетях
 
 
Актуальная аналитика
 
11/09/2025
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости
 
10/09/2025
Защита своей веры и своей культуры
 
10/04/2025
В ходе заседания Высшего Церковного Совета было заслушано экспертное мнение министра внутренней политики Калужской области О.А. Калугина
 
10/04/2025
Открылся портал «Крестный путь Патриарха Тихона»
 
10/04/2025
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием закона, направленного на запрет Эстонской Православной Христианской Церкви
 
Русская Православная Церковь
 
Яранская епархия
Епархия
 
Епархиальный архиерей
 
Календарь служений
 
Храмы и монастыри
 
Газета «Просвет»
 
Матфеевский крестный ход
 
Галерея
 
Контакты
 
 
Яндекс.Метрика